(495) 660-84-68 консультации по вопросам заказа     rss-ленты
Личный кабинет  
Поиск

Статьи

Игрушки и игры - таинство взаимодействия

Даже простое слово «игрушка» вызывает теплые чуства и приятные воспоминания. Игрушки помогают формированию психического развития человека. Правильно подобранные игрушки для каждого возраста помогут полноценно сформировать личность ребенка.

Назначение игрушек для каждого возраста определяется в соответствии с их функциональностью. В младенческом возрасте основная функциональная нагрузка обращена на формирование, развитие и укрепление рефлексов. Цвет, форма, фактура или звуки — все это имеет большое значение. В первые месяцы жизни ребенок способен следить за предметами, которыми манипулирует взрослый. Цвет является основополагающим для этого фактором, звуки, которые издает игрушка помогают ориентироваться на слух и отождествлять предмет с издаваемыми им звуками. Передвижение игрушки вынуждает ребенка поворачивать головку, следя за ускользаемым предметом.

На следующем этапе, когда начинает развиваться моторика, т.е. хватательный рефлекс, не стоит оставлять бодрствующего ребенка в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок не только смотрит на игрушки, но и старается дотянуться до них и схватить. Все эти действия формируют координацию и совершенствуют движения. В этом возрасте уже начинают появляться некие предпочтения и с одной игрушкой ребенок будет играть охотнее, чем с остальными.

К выбору игрушек для этого возраста следует относиться со всей отвественностью. Например, пластмассовые или резиновые игрушки легче поддерживать в чистоте, они легкие и красочные, мягкие погремушки быстро пачкаются и требуют повышенного внимания к санитарному состоянию, железные игрушки могут нанести травму.

Не стоит забывать, что дети ориентированы на взрослых. Они наблюдают, запоминают и повторяют действия. Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно манипулирует своими игрушками. Помимо действий функционально заложенных, например, в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает воспроизводить все действия, которые он усвоил играя с игрушками: он размахивает, стучит, трогает отдельные детали предмета или водит пальчиком по рисунку в книжке. Помимо пластмассовых игрушек ребенку следует давать резиновые игрушки-пищалки, они пластичны и легко меняют форму, что стимулирует у ребенка ориентировочное поведение.

С раннего возраста можно затевать игры с помощью взрослых. Например, мама спрашивает: «Где зайчик?», ребенок находит игрушку глазами и тянется к ней, и получает эмоциональную поддержку: «Вот наш зайчик». С помощью игрушек можно имитировать простые действия: укладывать спать или отправлять на прогулку. Такая игра несомненно опережает развитие, но она же и стимулирует это развитие. Не надо смущаться, что ребенок не готов принять такие правила игры, он примет их через месяц.

В девять месяцев ребенок, с которым занимались, уже с легкостью находит в книжке изображения и отождествляет их. С этого момента игру можно усложнить: «Где у зайчика глазки? А ушки? А носик?» И снова не имеет значения, если ребенок в данный момент не может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научится.
Ребенку этого возраста уже можно давать бумагу и карандаш. В процессе игры он может случайно коснуться карандашом бумаги и заметить оставшийся след. Заметив что-то новое малыш будет стараться повторить это действие. Таким образом он практически осваивает способы воспроизведения и регулирования своих действий, что имеет большое значение для его сенсорного и умственного развития.

К концу младенческого возраста с ребенком следует много разговаривать по поводу игрушек и окружающих предметов. К этому возрасту у него формируется пассивный словарный запас и он начинает связывать слова с предметами, это — основа для развития активной речи.

Что касается мягких игрушек, следует учитывать, что такие игрушки, как правило, остануться с ребенком на многие годы. Выбирайте красивую, приятную на ощупь игрушку.

В раннем детстве ребенку начинают подбирать новые игрушки. На этом этапе для психического развития ребенка становится важным овладевать действиями, целью которых является конструирование. Этому способствуют сборно-разборные игрушки, пирамидки или кубики. Такие игрушки требуют от ребенка использования определенных свойств предмета или предполагают последовательные действия. Наряду с этим, ребенком осваиваются действия, тебующие использование предмета в качестве орудия. Это чашки, ложки, совочки, лопатки, карандаши. На первых порах необходима помощь и пример взрослого. Например, процесс копания рукой и совочком требует разных навыков.

Постепенно ребенок приспосабливается к свойствам орудия, здесь важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а сам принцип употребления орудия.

На этом этапе возникает новое отношение к предметам. Теперь они выступают в качестве вещей имеющих определенное назначение и определенный способ употребления.

Наряду с игрушками, с закрепленными за ними функциями ребенок открывает для себя новые предметы, которыми можно заменить отсутствующие. Так, палочка может замещать множество отсутствующих предметов: человечка, лопату, забор. Такие действия освобождают ребенка от консервативной функции предметов и он обретает определенную свободу действия. Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить природные материалы: камешки, веточки, шишки. Они имеют для ребенка эстетическую ценность. Кроме того их можно наделить разными значениями. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивают воображение ребенка.

Куклы, игрушки изображающие животных являются объектом для эмоционального общения ребенка. Действия, связанные с такими игрушками имеют подражательный характер. Кукол укладывают спать, кормят, одевают. Зверюшку гладят и водят на поводке. Взрослые в процессе игры учат ребенка покровительствовать и сопереживать игрушке, во время игры ребенок учится эмоциональному отождествлению.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки теперь он по своему усмотрению наполняет игрушку эмоциональным смыслом, наделяет разными качествами. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в роли идеального друга, поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника, не только у девочек, но и у мальчиков. За годы детства ребенок переживает множество разнообразных чуств благодаря своей игрушке.

Куклы герои народных и авторских сказок, с ярко выраженными характерными чертами, несут в себе заданность образа. Кукла с большими глазами, маленьким носом, яркими губами и пышными волосами — это всегда Принцесса; Буратино, Чебурашка всегда добрые и справедливые; Колдунья, Баба Яга — плохие, злые. Благодаря тому, что куклы несут в своем образе определенную смысловую эмоциональную окраску, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений.

В дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять интерес к играм соревнованиям. Здесь появляются качественно-новые игрушки: мяч, обруч, прыгалки. Чтобы состязаться со сверстниками ребенок должен сначала самостоятельно освоить эти предметы. Параллельно с этим дети осваивают правила игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Играя в такие игры ребенок ждет признания в игре-соревновании. От стремления к победе развиваются такие качества, как сдержанность, способность сознавать и оценивать свои возможности, строить свое поведение с учетом реакции окружающих, воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик будет играть с машинкой или строить дом, девочка — играть с куклами, убирать кукольный уголок.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивает ребенок, как идет половая индентификация.

В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Однако дети стремятся скрыть от других свою привязанность к игрушкам. Игра постепенно приобретает качественно новое содержание, эмоции ребенка станут спокойнее и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства.

Выдержки из «Феноменология развития и бытия личности» 1999г.в., автор Мухина С.М.

Валерия Сергеевна Мухина — ведущий российский психолог с мировым именем, педагог, филосов, писатель. Академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета с 1988г.
















© Маша&Наташа.ru | 2009-2017. Копирование материалов запрещено.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены российским законом об авторском праве и не подлежат воспроизведению, перезаписи, показу, публикованию или трансляции без предварительного письменного разрешения от http://masha-natasha.ru/ Использование фотографий и иллюстраций в других контекстах ни в коем случае не допускается.

MyFreeCopyright.com Registered & Protected Page copy protected against web site content infringement by Copyscape Яндекс.Метрика

Интернет-магазин "Маша & Наташа" - это супермаркет товаров для дома. Мы сделали ставки на небольшой круг товаров в каждой категории, имеющий идеальный балланс качество-цена. Мы продаём те марки, которым доверяем и которые смело рекомендуем своим покупателям - это лучшее на данный момент на Российском рынке.

Наша работа - это Ваше свободное время. Вам не надо тратить своё время на утомительной выбор - мы посоветуем. Не надо стоять в очередях на кассу и потом нести всё домой - курьер приедет с оформленными документами и скажет "СПАСИБО ЗА ЗАКАЗ".

Интернет-магазин "Маша & Наташа" - это ООО "Маша и Наташа"(сокращённое название ООО "МН"). Официально зарегистрирован 21 августа 2009 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве. Офис расположен по адресу 115419, г.Москва, улица Шаболовка, дом 34.

http://www.mama-natasha.ru/      


о проекте | карта сайта.Философия